Процесс приватизации квартиры

Как приватизировать квартируНа самой этой процедуре специализируется множество юридических фирм к которым Вы можете обратиться. Занимаясь приватизацией самостоятельно — Вы экономите на найме специалистов, но решение несколько затянется. Процесс того, как приватизировать квартиру, подробно разъясняется в Федеральном законе №1541-1. Практика подтверждает, что очень многие граждане самостоятельно справились с этой задачей. Главное следовать определенному порядку действий.

Кто имеет право приватизировать квартиру?

Список лиц, которые могут на это претендовать довольно очевиден. Ими являются следующие категории граждан:

  • жилец на имя которого заключен договор социального найма;
  • члены семьи нанимателя, постоянно проживающие в квартире (если возникла необходимость прописать другого родственника — его нужно прописать);
  • лица временно не проживающие в квартире (очень распространенный юридический кейс: отбывающие наказание, служащие ВС, находящиеся за рубежом и т.д.). В самом процессе они могут не принимать участие, но закон гарантирует им долю собственности;
  • несовершеннолетние от 14 до 18 лет также участвуют в приватизации.

Внимание! Общеизвестно, что приватизация на 1 объект разрешается только один раз. Все исключения касаются, как правило, временно отсутствующих лиц. Если их права были нарушены, то через суд они могут добиться пересмотра итогов приватизации.

Какие квартиры могут быть приватизированы?

Первоначально нужно убедиться в том, что искомая квартира уже не является частной собственностью и ее можно приватизировать. Обратиться нужно в управление ФРС (за сведения взимается плата), либо, если там информации не окажется — в БТИ. Это могут сделать следующие лица:

  • получившие квартиру в наследство (самый распространенный вариант. Родственники из других регионов, неожиданно для себя ставшие наследниками жилья — это основная категория занимающихся сегодня этими вопросами);
  • действующий собственник жилья, или обладающий генеральной доверенностью на таковое;
  • налоговая служба;
  • правоохранительные структуры;
  • муниципалитет.

Внимание! В реальности, несмотря на то, что процедура эта довольно сильно формализована и перечень лиц, имеющих возможность узнать нужную информацию ограничен, получить ее можно просто посмотрев свежую квитанцию за квартиру. В ней всегда указано является она приватизированной или нет.

Даже если нет и платежки, то существует другой способ, как узнать приватизирована квартира или нет — можно просто позвонить в местный Единый расчетный центр. Достаточно сообщить инициалы проживающих/ранее проживавших в квартире граждан. ЕРЦ, предоставляя эту информацию, не нарушает никаких норм права, т.к. она общедоступна.

Перечень не подлежащих приватизации объектов

Может так случиться, что интересующая Вас квартира попросту не может быть переведена в категорию частной собственности. Российское законодательство (ФЗ от 1991 года «О приватизации жилищного фонда в РФ») определяет следующий перечень не подлежащих переходу в частные руки объектов:

  • квартиры в домах, находящихся в аварийном состоянии;
  • служебные квартиры;
  • помещения в общежитиях;
  • квартиры-музеи (в эту категорию также входят любые помещения на территории различных заповедников, парков, других культурно значимых мест);
  • квартиры, находящиеся на территории зон, обозначенных как пострадавшие от техногенных или природных катастроф и не пригодных для жизни;
  • квартиры в военных городках.

Внимание! Нужно различать квартиры в военных городках и то жилье, которое военные получают согласно заключенному с МО контракту, отстояв положенную очередь. Первое — по сути офицерская казарма и если военный будет переведен в другую часть или уволен из рядов ВС, то в эту квартиру просто въедет другой человек. Второе же — это полноценная квартира, которую государство дарит офицеру за службу.

Что касаемо домов в аварийном состоянии, то их не нужно путать с жильем, ожидающим капитальный ремонт или даже назначенным на снос.

Процесс приватизации

Перед тем, как собирать весь пакет документов (будет указан ниже), нужно себе представлять весь комплекс мероприятий, которые должны следовать друг за другом. Это следующие шаги:

  • изначально заручитесь согласием всех прописанных лиц. Отказ одного из них вовсе не прекращает приватизацию. Его лишь нужно оформить у нотариуса как отказ в пользу других лиц;
  • погасить, если есть, имеющиеся задолженности по квартплате. После этого возможно будет получение договора соц. найма;
  • посещение вашей квартиры специалистами из БТИ, призванное подтвердить, что она не находится в аварийном состоянии. Также отмечаются, если есть, изменения планировки, относительно изначального плана;
  • пишется заявление о приватизации в местные органы самоуправления;
  • составляется и подписывается договор о приватизации. Требуются подписи всех участников. Происходит это также в местном муниципалитете;
  • новые сведения заносятся в кадастр, Федеральную службу регистрации и т.д.

Пакет документов не связанный с квартиройНа этом процесс приватизации завершается. Чтобы приватизировать квартиру, учитывая отсутствие института частной собственности в нашей стране до 91 года, разработана программа перехода жилищного фонда в собственность с учетом низкой осведомленности граждан в этом вопросе. Поэтому ничего сложного, требующего знания земельного/гражданского права, здесь нет. Помимо этого сроки бесплатной приватизации постоянно продлеваются. На текущий момент введена бесплатная бессрочная приватизация.

Пакет документов не связанный с квартирой

Помимо тех справок из БТИ и договора соц. найма, технического паспорта, потребуются обычные «гражданские» документы. Полностью перечень необходимых бумаг выглядит так:

  • копии гражданских паспортов всех прописанных в квартире граждан (лицам до 18 лет — свидетельства о рождении);
  • свидетельства о смерти ранее прописанных граждан;
  • при изменении фамилий и имен нужно также предоставить документы об этом;
  • бумага, подтверждающая, что это первая приватизация по этой квартире;
  • свидетельства о браке/разводе;
  • выписка из домовой книги;
  • справка единого государственного реестра. Выдается по месту жительства;
  • кадастровый паспорт;
  • коммунальный счет (без наличия каких бы то ни было долгов);
  • квитанция об оплате госпошлины за эту процедуру. Размер пошлины — 1000 рублей.

Внимание! Если в приватизации участвуют несовершеннолетние, то здесь же нужно будет предоставить документ, заверенный органами опеки, на их согласие. Если были те, кто не захотел участвовать в приватизации и удалось договориться, то нужно предоставить нотариально заверенные отказы в пользу других лиц.

Нюансы составления заявления на приватизацию

Существует несколько простых требований к написанию заявления в органы местной власти. На них стоит обратить внимание:

  • правильное наименование органа власти в который оно отправляется. Вам не откажут, однако вернут бумагу на исправление;
  • точный адрес квартиры. От него же зависит и то, куда нужно это заявление подать. Возможно это только в том же населенном пункте;
  • указывается статус жилья (муниципальное/государственное). Это делается дабы уже на этом этапе исключить те заявления, подающиеся на не подлежащие приватизации объекты;
  • перечень лиц в собственность которых перейдет квартира. Закреплено подписями;
  • опись прилагающихся документов.

Внимание! Процесс приватизации занимает до трех месяцев. Из них большую часть — до 60 (!!!) дней уходит на рассмотрение заявления. Если были допущены какие-то ошибки (как правило название муниципалитета), то придется терять из за этого целые месяцы.