Что нужно для продажи дома

Продажа дома является довольно ответственной и сложной сделкой, так как довольно часто, на этапе подготовки к продаже выясняется, что не хватает каких-либо документов на дом или земельный участок, на котором он стоит. Поэтому важно знать, что нужно для продажи дома, и на какие особенности сделки стоит обратить внимание.

Процедура продажи

Чтобы процесс продажи дома прошел без заминок, продавец и покупатель получили желаемое, необходимо осуществить ряд определенных действий, которые включают:

  • Выставление дома на продажу. Для этого можно поместить объявление о продаже на специальных интернет-сайтах, в газетах. Как вариант, можно продать дом через знакомых или, как говорится, через «сарафанное радио».
  • Заняться подготовкой необходимой документации. Без требуемых бумаг сделка не будет зарегистрирована. Что понимается под такой регистрацией? На законодательном уровне четко установлено правило, согласно которому, все сделки, где в качестве объекта выступает недвижимость, подлежат регистрации в специализированных органах, в качестве которых выступает Росреестр или МФЦ.
  • Если покупатель найден, подготовиться к регистрации сделки. Обе стороны, продавец и покупатель, обращаются с полным пакетом бумаг в отделение Росреестра или МФЦ и передают их регистратору.
  • Получение документов. Если после проверки бумаг регистратор не выявит нарушений, через 10 дней покупатель сможет получить право собственности на приобретенный объект недвижимости, а продавец теряет на него все права.

Таким образом, последовательность действий довольно простая. Главное, на что стоит обратить внимание, это пакет требуемых бумаг.

Что нужно для продажи дома

Что входит в перечень документов для сделки

Для продажи дома потребуется подготовить следующий пакет бумаг:

  • Договор купли-продажи. Составляется в свободной форме, с учетом общих требований законодательства.
  • Документ, удостоверяющий личность собственника дома (паспорт). Важно проверить, чтобы в документе были внесены все сведения правильно. Например, бывают ситуации, когда в паспорте в фамилии или в имени отсутствуют точки в букве «е», а в других документах, наоборот, присутствуют. Такая маленькая неточность может привести к срыву регистрации сделки, и все документы придется приводить в порядок.
  • Документы, устанавливающие права продавца на продаваемый дом. Сюда может относиться договор купли-продажи, дарения, свидетельство о праве на наследство и пр. Иными словами, документы, прямо указывающие на право продавца свободно владеть и распоряжаться домом.
  • Техническая документация на дом. В перечень таких бумаг входит кадастровый и технический паспорт, выписка из домой книги и пр.

В качестве дополнительной документации может потребоваться:

  • разрешение органов опеки, если в доме на момент продажи зарегистрирован ребенок;
  • нотариально подготовленное согласие супруга/супруги на продажу, если дом является совместно нажатым имуществом;
  • первоочередной отказ собственников от части объекта недвижимости, если на продажу выставлен не весь дом, а только доля одного из собственников;
  • справка, подтверждающая отсутствие долгов по коммунальным платежам и налогам;
  • выписка из реестра прав, подтверждающая, что на дом не является объектом залога и на него не наложены иные обременения;
  • если сделка совершается от имени представителя, к пакету документов прикладывается доверенность.

Продажа дома подразумевает и продажу участка, на котором он стоит, если земля оформлена в собственность. Поэтому потребуется подготовить бумаги на земельный участок:

  • правоустанавливающие бумаги на землю;
  • выписка из земельного кадастра;
  • акт, подтверждающий согласование границ участка.

Не стоит пренебрегать проверкой документации перед продажей дома, так как люба неточность может привести к отклонению регистрации сделки, в результате чего, покупатель может отказаться покупать дом, а продавец потеряет время и денежные средства, которые он могу выручить за продажу.

Регистрация сделки

Если документы собраны, проверена их достоверность, покупатель готов приступить к заключению сделки, можно обращаться в регистрирующий орган. Для этого продавец и покупатель согласовывают время и дату, являются лично или через представителей по доверенности на регистрацию с полным пакетом бумаг. От покупателя потребуется только паспорт.

Важно! Стороны сами решают, кто из них оплачивает государственную пошлину за регистрацию сделки. Квиток об оплате пошлины прикладывается к общему пакету бумаг. Согласоваться также и порядок передачи денежных средств за дом. Например, путем составления расписки в получении денег от покупателя к продавцу.

Регистратор примет документы, проверит их, выдаст расписку в получении, с указанием даты, когда будет выдано свидетельство о праве собственности на нового собственника дома.

Получив правоустанавливающий документа на руки, покупатель становится полноправным собственником дома, у него появляется право свободно владеть и распоряжаться им.